«Пух посмотрел на свои передние лапки. Он знал, что одна из них была правая, знал он, кроме того, что если решит, какая из них правая, то остальная будет левая. Но он никак не мог вспомнить, с чего надо начать ...» А.А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»
Главная → Торговый учет. Лекция для чайников

«Лекция о международном положении» или торговый учет для «Чайников».

Поскольку слово «Лекция» в кавычках, то Вы понимаете, что автор не претендует на истину в последней инстанции. Это очень вольное изложение собственного практического опыта в несколько упрощенной и назидательной форме, дескать, автор всё знает, а Вы молчите и слушайте. Слово «Чайник» написано с большой буквы, так как «Чайник» — это человек, который хочет знать БОЛЬШЕ! Одно это уже достойно уважения. Кроме этого, он избрал умный подход — от простого к сложному.

Начнем с очевидного — учет либо есть, либо нет. Нельзя вести торговый учет наполовину. Это, можно сказать, вопрос дисциплины. Причем, чем больше «бюрократии» в учете, тем он качественнее. Один отчет пересекается со вторым и проверяется третьим, что в итоге позволяет получить цельную картину. Собственно, учет в торговле — это круговорот денег в природе.

Рассмотрим на примере. Решили создать бизнес, взяли 50 тысяч рублей в тумбочке и положили на расчетный счет — это наш уставной капитал. Были наличные деньги — превратились в безналичные. Оплатили поставщику за товар — денег стало меньше, зато появился долг поставщика перед нами. Общая сумма не изменилась. Получили товар и расценили его — долг поставщика исчез, общая сумма выросла (так как сделали наценку). Продали часть товара за наличные — остатки товара уменьшились, появились деньги в кассе. Опять общая сумма не изменилась, был товар, стали деньги. Отдали товар в долг под реализацию — товара меньше, зато появился долг покупателя, а общая сумма опять осталась без изменений. Покупатель рассчитался наличными — долг уменьшился, появились деньги. И так по кругу, я же говорил — круговорот!

Основная идея из выше озвученного такова: капитал увеличивается при наценке товара и уменьшается при затратах (заплатили за аренду), остальное бегает по кругу. И проверка материального лица простая: я кладовщику сдал товара на 20 тысяч, получил денег 5 тысяч, значит, у кладовщика осталось материальных ценностей на 15 тысяч.

Базовая формула торгового учета:
остаток на начало отчетного периода + приход — расход = остаток на конец периода.

Это касается любого отчета, например:

  • складской отчет по складу (суммовой документальный),
  • отчет по кассе или кассовая книга или авансовый отчет,
  • по банку или расчетному счету,
  • карточка по товару,
  • карточка по клиенту или акт сверки,
  • по клиентам (всем сразу),
  • по должникам,
  • оборотка по товарам или книга доходов предпринимателя.

Учет в торговле строится на основе первичных документов, но при этом должен соответствовать факту. Получив товар и документы покупки, мы должны занести в программу данные строго по документу (чтобы не нарушать отчетности, как говорил Матроскин), но при этом, если по факту имеются расхождения с накладной, мы должны отразить это в программе.

Например, если товара не хватает, мы должны тут же списать его в расход, чтобы привести в соответствие с фактом. Как это оформить — списанием или возвратом на поставщика — уже второй вопрос. Так чем мы занимаемся, работая в торговой программе? Правильно, занесением первичных документов. Каждой фактической операции соответствует документ. Перед тем, как делать ревизию на складе, мы проверяем, все ли документы правильно занесены в программе. И, если правильно, мы доверяем результату отчета, который распечатываем. Например, остаткам товара по количеству и цене. И проверять отчет кладовщика должен именно кладовщик, поскольку именно он является материально заинтересованным лицом. Грузчик отдыхает, он только товар таскает!

Не забудем директора, кладовщик проверяет, что бы было не больше, а директор, чтобы не меньше. А торговая программа — это просто инструмент, который облегчает учет («Лайт-учет» — говорящее название, не так ли?)

Вот такая небольшая лекция получилась.

Торговый учет — это просто!

Комментариев: 7

  • Татьяна говорит:

    Не совсем согласна, что торговая программа всего лишь облегчает учет. Мы работаем с облачным сервисом и он просто незаменимый помощник в торговом и складском учете. Вся наша команда работает через класс365 и проблем с торговлей не знает.

    • Дмитрий говорит:

      Татьяна. Программа класс365 хорошая, вы её прорекламировали! Но облачный сервис предполагает надёжный интернет, нет интернета — нет работы.
      И большинству маленьким магазинчикам или фирмам просто нет необходимости делать свой учёт зависимым от интернета. Каждому своё.

  • людмила говорит:

    Здравствуйте,Дмитрий!Я тот самый Чайник,который наконец решил навести у себя порядок в магазине.Работаю по-старинке(весь дебит и кредит в тетрадочках)Начала читатать сайты по установке программ и почему-то Вы для меня показались самыми убедительными и понятными.Подскажите пожалуйста,я хочу установить только один компьютер в магазине,какое оборудование лучше преобрести и нужен ли мне интернет в магазине,очень там соединение плохое или всё-таки второй компьютер нужен(дома всё есть)

    • Дмитрий говорит:

      Здравствуйте. Всё зависит от того, что вы хотите, чем торгуете. Если продукты — обычный магазин, то вполне достаточно одного компьютера для учёта, можете для начала освоить свой учёт по поставщикам, долги, касса, печать ценников. На сайте есть учёт по продуктовому магазину, как пример: http://lite-uchet.ru/uchyot-v-magazine-produktov.htm

      • людмила говорит:

        ДмитрийЗдравствуйте,Дмитрий!Я тот самый Чайник,который наконец решил навести у себя порядок в магазине.Работаю по-старинке(весь дебит и кредит в тетрадочках)Начала читатать сайты по установке программ и почему-то Вы для меня показались самыми убедительными и понятными.Подскажите пожалуйста,я хочу установить только один компьютер в магазине,какое оборудование лучше преобрести и нужен ли мне интернет в магазине,очень там соединение плохое или всё-таки второй компьютер нужен(дома всё есть)

  • людмила говорит:

    Дмитрий, у меня магазин одежды и обуви.С поставщиками я не работаю,мне элементарно надо движение товара,маркировка со штрих кодами ,карты покупателя, и т.д

    • Дмитрий говорит:

      Тогда всё зависит от того, хотите ли вы чтобы продавец использовал компьютер в работе или нет. Если да, то может и второй понадобится в сети на работе, продавец торгует, а вы приходами занимаетесь. Хотя тоже зависит от объёмов продаж. Если бутик — и продаж немного — то можно позже самостоятельно всё заносить в компьютер — ноутбук например, тогда он всегда с вами — и дома и на работе.
      Ещё есть вариант технологии «Центральный-станция» — когда приходуете дома, а торгуете в магазине — потом это всё сливается на домашний главный компьютер — но она конечно посложнее для понимания — описание есть на сайте.

Оставить комментарий

E-mail не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Это не спам.