«Пух посмотрел на свои передние лапки. Он знал, что одна из них была правая, знал он, кроме того, что если решит, какая из них правая, то остальная будет левая. Но он никак не мог вспомнить, с чего надо начать ...» А.А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»
Главная → Варианты использования программы

Часто задают вопросы как организовать учёт в различных вариантах использования программы для магазина, оптовой или оптово-розничной фирмы или для супермаркета (магазина самообслуживания). Рассмотрим какие варианты есть и как правильно установить программу Лайт-учёт в каждом из них.

Первый – наиболее простой и понятный – для одной учётной единицы (магазина или склада) на одном компьютере и один пользователь. Тут два варианта – использовать программу непосредственно в оперативной работе, когда продажа оформляется сперва на компьютере, а потом осуществляется в реальности, либо учёт постфактум, то есть все операции фиксируются на бумаге, а потом заносятся в программу чтобы реализовать материальный учёт или проверить его правильность, либо для бухгалтерской отчётности.

Но тут напомню ещё раз, что программа Лайт-учёт позиционируется на рынке как простая торговая программа для магазина, с некоторые элементами бухгалтерского учёта, то есть больше учёт для себя, для индивидуальных предпринимателей или фирм на ЕНВД, упрощёнке. Есть в программе и НДС, но полноценного бухгалтерского учёта она не предполагает.

Итак, для первого вариант подходит бесплатная версия FREE, поставить программу можно и на несколько компьютеров и копировать актуальную информацию, например, с рабочего компьютера на домашний и наоборот. Важно понимать, что актуальная информация только в одном месте и одновременно работать, то есть изменять информацию можно только на одном компьютере. Смотрим варианты:

1. ставим программу на флешку и носим её всегда с собой
2. ставим на ноутбук или нетбук и носим его с собой
3. ставим программу на разные компьютеры и носим последнюю актуальную копию данных на флешке или пересылаем по электронной почте, главное в этом случае не запутаться где последняя актуальная информация.

Рекомендую ставить в папку по умолчанию: c:\lite – это упрощает сопровождение. Кстати, если вам нужен учёт по нескольким независимым единицам учёта – можно поставить несколько бесплатных программ в разные папки или на разные диски.

Второй вариант, когда вам надо, чтобы на одной программе по очереди работало несколько пользователей с разными правами доступа, в этом случае требуется уже платная версия LITE, она же позволяет вести учёт по нескольким учётным единицам в единой базе данных. Например, вам нужен раздельный учёт по нескольким отделам в магазине, но требуется и общий отчёт по всему магазину. Или у вас несколько магазинов по разным адресам – в этом случае, так как программа одна – вести оперативный учёт не получится, так как компьютер в реальный момент времени может быть только в одном месте.

Третий вариант, у вас много магазинов, не соединённых друг с другом сетью, и вы хотите во всех вести оперативный учёт. Для этого используется версия LITE по технологии “Центральный-станция”, которая предполагает главный компьютер, где товар приходуется и раздаётся для продажи по магазинам, и на который собирается вся информация со всех магазинов. Компьютер-станция в магазине в этом случае используется в основном для фиксации продажи. При этом конечно и вся остальная работа по учёту – переоценка, перемещение, возвраты и т.д. — тоже делается на станции. На центральный вся информации сливается и позволяет получить общую картину деятельности по всей фирме. Подробнее тут: Центральный-станция

Четвёрный вариант, когда вам нужно чтобы несколько пользователей одновременно имели доступ к информации в реальном времени, для этого используется сетевая версия программы NET. В этом случае всегда есть главный компьютер, где физически хранятся базы данных, остальные сетевые компьютеры подключаются к базе по сети, главная их особенность заключается в том, что без главного компьютера получить доступ к данных никак не получится. Главный всегда первый включается и последний выключается.

В качестве главном компьютера может использоваться выделенный компьютер, который называется выделенный сервер. Обычно для этого используется компьютер с серверной системой, работа которой заточена для быстрого обслуживания сетевых служб.

Часто задают вопрос – а можно ли работать по сети через интернет?

Ответ такой: теоретически можно, но практически нет — интернет ненадёжная и медленная сеть, чтобы через неё открывать базы данных напрямую — ну только, если это не корпоративная сеть, организованная желательно у одного провайдера, да и то — сомнительно. Почему ненадёжная – потому что информация обычно проходит через большое количество узлом. Например в локальной сети у вас такой путь – сервер, swith (хаб, сетевой концентратор), сетевой компьютер – то есть по сути три элемента, работоспособность которых полностью контролирует вы сами! И никто кроме вас канал связи не использует. А через интернет узлов может быть и десять и тридцать и больше, и используют их все – интернет это глобальная сеть. Чем больше узлов, тем меньше надёжность и скорость — надеюсь убедил. Обрыв связи или задержка обмена в такой сети практически гарантированно приведёт к порче баз данных и создаст для вас большие проблемы. Поэтому завязывать работу магазина на ненадёжный канал связи я лично не советую.

Через интернет обычно работают через «терминал», используя серверную систему. Это пятый вариант использования. Что такое терминал? Это компьютер, который запускает программу не у себя с локального диска – а на сервере. С помощью клиента терминальной службы мы посылаем нажатые клавиши на сервер, а обратно получаем картинку с экрана. Таким образом, обмен всегда одинаковый по объёму – не зависит от объёма данных в программе, и кроме этого при обрыве связи программа на сервере продолжает работать – это ключевой момент – нарушилась связь – мы не видим картинки, как только связь восстановилась – мы попадаем в тоже место программы, в тот же момент, на котором связь оборвалась и данные при этом никак не портятся. Сам принцип очень похож на популярный вариант подключению через программу удалённого доступа. В этом варианте на сервере ставится столько программ в разные папки — сколько терминалов, и для каждого из них запускается свой экземпляр программы, при этом скорость работы очень высокая, так как хотя программы и работает в сетевом варианте – то есть одновременно открывает данные с нескольких программ – данные берутся с локального диска сервера, что на порядок быстрее любой сети.
Как настраивать программу для сервера терминалов читаем тут: Как настраивать программу для терминала

Часто спрашивают нельзя ли программу использовать через интернет по модной ныне технологии – в облаке? Облако – это по сути терминальный доступ — только сервер чужой – за его использования вам приходится платить постоянно абонентскую плату. Кроме этого, по прежнему, если интернета нет – нет работы в магазине – так нужно ли это для оперативного учёта в магазине? Чаще всего – нет. Чаще с товарами в магазине работает только работник самого магазина, товар то в его материальной ответственности. К работе в облаке можно приравнять и технологию интернет магазина – когда базы данных лежат на сервере, на сайте который поддерживаете, и тогда вы можете получать доступ с любого компьютера на котором есть интернет – но это принципиально другая технология и написания программ, и их использования, даже учёт интернет магазина имеет массу своеобразных нюансов. В общем, реальный магазин продуктов и интернет-магазин – это большая разница во всём. Можно конечно организовать обмен данными между существующими бесплатными готовыми платформами для организации интернет-магазина с торговой программой Лайт-учёт, но таких интернет-платформ много, и думаю они сами предполагают торговый учёт.

Шестой вариант использования – магазин самообслуживания, по типу супермаркета или обычная продажа, но всё через компьютер с использованием штрих-кодирования. В этом варианте можно использовать как сетевую версию NET с режимом “быстрой продажи” или специализированную версию SUPER для работы с автономными кассовыми модулями. Особенность автономных модулей в том, что касса служит только для фиксации продажи и в реальном времени не требует связи с общей базой данных, то есть работает сама по себе на основе информации о товарах и их ценах. Никакого учёта кассовый модуль не реализует. Учёт строится путём прокачки продажи с кассы в торговую программу Лайт-учёт в виде отдельной расходной накладной для каждой закрытой смены. За счёт этого достигается высокое быстродействие и надёжность такого комплекса, кассовый модуль не зависит ни от сервера, ни от других кассовых модулей. Сеть используется только для обмена данными. На кассу новые приходы, обратно продажи. Причём можно использовать такой вариант и без сети. Реальный пример: если приходы не частые и их привозят вместе с флешкой с новой электронной накладной, то программа учёта может находиться хоть дома у владельца бизнеса, а в магазинах находится только кассовый модуль, который фиксирует продажи. Как организовать программу для супермаркета читайте здесь: Настраиваем программу для супермаркета

Плюсом терминального доступа, кассовых модулей и станций является то, что можно использовать самый старый, дряхлый компьютер с минимальным диском, так как информации на локальном компьютере либо нет вообще, как в терминале, либо очень мало, как на станция и кассовом модуле.

Помимо перечисленных вариантов использования можно конечно ещё и комбинировать разные варианты. :) Таким образом программа позволяет очень гибко подстраивать её под потребности учёта вашего бизнеса.

Оставить комментарий

E-mail не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Это не спам.